Назначение любой трансмиссии - обеспечение максимальной эффективности использования мощности двигателя на всех режимах движения автомобиля. Для этого, как уже отмечалось ранее, желательно иметь характеристику двигателя, близкую к гиперболе.

Однако в настоящее время двигателей обладающих такой характеристикой и полностью отвечающих всем требованиям, предъявляемым к энергетическим установкам транспортных машин, не существует. Поэтому для исправления недостатка и устанавливается между двигателем и ведущими колесами трансмиссия.

Для оценки тяговых возможностей энергетической установки транспортного средства принято использовать динамическую характеристику, которая представляет собой графическую зависимость динамического фактора D от скорости транспортного средства V. В свою очередь, под термином динамический фактор понимается отношение свободной силы тяги на ведущих колесах к весу транспортного средства G:

Тип автомобиля

 

Легковые автомобили

0.2-0,35

Автобусы

0,35-0,45

Грузовые автомобили

0,5-0,7

Автопоезда

0,85-0,95

Таким образом, динамическая характеристика представляет собой характеристику двигателя, приведенную к ведущим колесам транспортного средства. Динамическая характеристика автомобиля с механической четырехступенчатой коробкой передач показана на рис. Пунктирная линия на этом графике соответствует идеальной характеристике двигателя, приведенной к ведущим колесам.

Следует иметь в виду, что увеличение количества передач в коробке способствует приближению реальной тяговой характеристики автомобиля к его идеальной характеристике. Одновременно с этим автомобиль может осуществлять разгон с гораздо большим ускорением и снижать расход топлива во время движения по магистрали. Таким образом, чем больше передач в коробке, тем выше эксплуатационные показатели автомобиля. Однако габаритно-массовые характеристики трансмиссии при этом ухудшаются.

В последнее время разработчики транспортной техники сосредоточились на создании агрегатов трансмиссии с выходными характеристиками, максимально приближенными к гиперболе идеального двигателя. К таким механизмам можно отнести гидродинамические (гидротрансформатор), гидростатические, электрические и фрикционные передачи.