Ульяновск, СССР/Россия, 1954-

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) с 1942 года вел сборку грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-MM. С декабря 1954 года он специализировался на сборке грузопассажирских полноприводных машин ГАЗ-69, разработанных Григорием Вассерманом, а в дальнейшем полностью перешел на их производство. Машины ГАЗ-69 с универсальным и ГАЗ-69А с 5-местным открытым кузовом выпускались вплоть до 1972 года. На их базе с 1958 года завод стал производить легкие полноприводные грузовички, фургоны и автобусы с кабиной над двигателем. За 18 лет выпуска ГАЗ-69 претерпел небольшие изменения. Простая машина с отключаемым приводом на передние колеса, 3ступенчатой коробкой передач и жесткой лонжеронной рамой имела высокую репутацию у потребителей, особенно в сельской местности и армии. Ее отличали долговечность, хорошая проходимость и нетребовательность к уходу. На основе технической документации, полученной из СССР в 60-е годы, был развернут выпуск аналогичных машин в Румынии и КНР.

В 1972 году на смену ГАЗ-69 пришел УАЗ-469. Работы над ним начались в 1959 году под руководством Петра Музюкина. После модернизации в 1985 году автомобиль получил обозначение УАЭ-3151. Эта машина, как и УАЗ-469, широко использовалась в армии и сельском хозяйстве, где потребитель предъявлял к ним минимальные запросы в отношении удобства и комфорта. Новые требования рынка заставили разработать новую конструкцию. Появился УАЗ-3160 с более современной внешностью, поставленный на конвейер в 1997 году и выпускающийся параллельно с УАЭ-3151. Новая машина получила более мощный 107-сильный двигатель объемом 2890 см3, межосевой дифференциал, зависимую пружинную подвеску передних колес и более комфортабельный цельнометаллический кузов. В свою очередь УАЭ-3151 также стал выпускаться с новой передней подвеской и закрытым кузовом (УАЗ-31514). Кроме того, освоено производство его длиннобазной модификации УАЭ-3153, а также пикапа УАЭ-2315.

Объем производства полноприводных внедорожных автомобилей УАЗ колеблется в пределах 50-55 тысяч в год.

УАЗ-469Б

Опытные образцы УАЗ-469 появились летом 1962 года. Их доводка затянулась. Кроме того, УАЗ оказался не в состоянии одновременно модернизировать семейство своих легких грузовиков и осваивать новую модель. Тем временем по чертежам УАЗа в Китае начался выпуск джипа “Бейдзин BD-212" (Bejing), известного у нас как “Пекин”. Лишь несколько лет спустя УАЗ перешел на новую модель. Она существовала в двух модификациях: УАЗ-469 с колесными редукторами у ступиц колес, предпусковым подогревателем, экранированным электрооборудованием и УАЗ-469Б (упрощенный вариант). Первая предназначалась для армии и весила 1650 кг (на 110 кг тяжелее), имела дорожный просвет 300 мм, а не 220 мм, как на УАЗ-469Б. В остальном оба автомобиля идентичны. На базе “469Б" изготовлялась также модификация УАЗ-469БГ для перевозки врачебного персонала и медицинского оборудования.

УАЗ-469Б

УАЗ-469 оснащался 8-ступенчатой трансмиссией без межосевого дифференциала и блокировки межколесного дифференциала. Шарниры равных угловых скоростей в приводе отключаемого переднего моста были шариковыми типа “Бендикс-Вайсс” (Bendix-Weiss). В 1985 году базовая модель подверглась модернизации:    мощность возросла до 80 л.с., внедрен раздельный привод тормозов. Часть машин оснащали 90-сильными моторами и жестким металлическим верхом. Модернизированные автомобили получили новые индексы, хотя конструктивно незначительно отличались от предшественников:    УАЗ-3161 (90 л.с.) и УАЗ-3151-01 (80 л.с.) пришли на смену УАЗ-469, а УАЭ-31512 (90 л.с.) и УАЗ-Э1512-01 (80 л.с.) заменили УАЗ-469Б. Небольшие партии машин, преимущественно для экспорта, комплектовались литыми колесами, дизелями иностранного производства и различным дополнительным оборудованием.