Режим работы аккумуляторной батареи на автомобиле характеризуется температурой электролита, уровнем вибрации и тряски, периодичностью, объемом и качеством технического обслуживания, параметрами стартерного разряда, силой токов и продолжительностью разряда и заряда при циклировании, уровнем надежности и исправности электрооборудования, продолжительностью работы и перерывов в эксплуатации.

Аккумуляторные батареи могут эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха от —40 до +60 С (батареи обычной конструкции) и от — 50 до +60 °С (батареи с общей крышкой и необслуживаемые). При этом рабочая температура электролита должна быть не выше 50 °С (ГОСТ 959. 0—84Е).

При повышении температуры электролита быстрее разрушаются электроды, ускоряется сульфатация. Для уменьшения химической активности электролита его плотность в жарких и теплых влажных климатических районах понижают

При недостаточной плотности электролита и значительной разряженности батареи возможно замерзание электролита. Поэтому батареи, эксплуатируемые при низких температурах, рекомендуется заполнять электролитом большей плотности и содержать в заряженном состоянии При начальной плотности 1,30 г/см3 электролит даже полностью разряженной батареи может замерзнуть при — 14 С. С уменьшением начальной плотности до 1,24 г/см3 возникает опасность замораживания батареи уже при —5СС.

Низкие температуры значительно ухудшают условия заряда аккумуляторных батарей Уже при —10 °С разряженная на 50 % батарея может быть заряжена только на 60—65 % от номинальной емкости

В условиях зимней эксплуатации увеличивается число включаемых потребителей электроэнергии и время их работы. Резко возрастает потребляемый электролитом ток. Все это затрудняет обеспечение положительного зарядного баланса батареи на автомобиле При температурах ниже —10 °С для поддержания батареи в заряженном состоянии необходимо повышать регулируемое напряжение генераторной установки автомобиля. Зарядное напряжение должно соответствовать значению, указанному в техническом описании и инструкции по эксплуатации автомобиля. Максимальное регулируемое напряжение генераторной установки не должно превышать 15,5 и 31,0 В соответственно для 12- и 24-вольтных систем электрооборудования Основные требования. Батареи с общей крышкой и необслуживаемые должны изготовляться в климатическом исполнении вида 0, а батареи обычной конструкции — в климатическом исполнении УХЛ и Т категории размещения 2 по ГОСТ 15150—69

К аккумуляторным батареям не ав томобипях должен быть обеспечен свободный доступ для осмотра и технического обслуживания Аккумуляторную батарею размещают ближе к стар теру с целью уменьшения длины стартерного провода и падения напря жения в нем. Массовый провод батареи крепят к двигателю или жесткой раме. Не допускается крепление массового провода к тонкостенной части кабины (меньше 1,2 мм) или крылу автомобиля, а также на окрашенную поверхность без применения шайб звездочек.

Вибрация в местах установки аккумуляторных батарей не должна характеризоваться ускорением более 1,5 g (14,7 м/с2) в диапазоне частот до 60 Гц. Допускается кратковременная вибрационная нагрузка с ускорением 5g при частоте 3Q Г ц. При вибрации и тряске батарея не должна перемещаться по опорной площадке Посадочные места должны иметь амортизаторы и амортизационные прокладки.

Минимальный срок службы батарей обычной конструкции и с общей крышкой в эксплуатации должен составлять 1 год при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 150 тыс. км пробега или 2 года при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 тыс. км пробега. Минимальный срок службы необслуживаемых батарей в эксплуатации должен составлять 3 года при наработке транспортного средства в пределах этого срока службы не более 100 тыс. км пробега. Минимальный срок службы или наработка батареи в эксплуатации считается до момента снижения емкости ниже 40 % от номинальной или снижения продолжительности стартерного разряда ниже 1,5 мин при температуре электролита (25± ±2)°С до конечного разрядного напряжения 4,5 В для 6-вольтных батарей и 9,0 В для 12-вольтных батарей