Тольятти, СССР/Россия, 1970-

Волжский автомобильный завод (ВАЗ) родился после того, как Министерство автомобильной промышленности СССР и фирма ФИАТ (FIAT) 4 мая 1966 года подписали договор о техническом сотрудничестве. Итальянская сторона поставила оборудование, передала документацию на современную технологию производства и лицензию на в ы пуск моде л и Ф И АТ-124. Правда, конструкция машины, которую должны были выпускать на заводе (по двигателю, тормозам и силовым деталям кузова), подверглась серьезным изменениям.

Громадное предприятие, рассчитанное на ежегодный выпуск 660 тысяч легковых автомобилей, было построено за три с небольшим года в Ставрополе-на-Волге, который впоследствии стал называться Тольятти. Первые автомобили ВАЗ-2101 сошли с конвейера в начале сентября 1970 года.

Первоначально ВАЗ-2101 и его модификации, которые базировались на конструкции ФИАТ-124, несли торговое наименование “Жигули” (по названию гор недалеко от Тольятти). На экспорт автомобили шли под маркой “Лада" (Lada).

ВАЗ-2101 был простым и дешевым в производстве и имел неплохие потребительские качества.

Развивая предложенную ФИАТом инженерную концепцию, специалисты ВАЗа освоили целое семейство моделей и модификаций - ВАЗ-21011, ВАЗ-2102 (универсал), BA3-2103, ВАЗ-2106, унифицированных между собой. Проектирование модели с передними ведущими колесами началось уже в первый год работы завода. Но прежде, чем она встала на конвейер ВАЗ подготовил к производству варианты переходного семейства - второго поколения. Новые автомобили имели более современные кузова, улучшенную отделку салона и модернизированные двигатели. Второе поколение состояло из моделей ВАЗ-2105, ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107. Это были последние автомобили классической компоновки с задними ведущими колесами.

Многолетние эксперименты с переднеприводными образцами и работа над внедорожным автомобилем принесли богатый опыт. Он позволил коллективу конструкторов, который возглавлял B.C. Соловьев, создать, испытать и предложить к производству полноприводный ВАЗ-2121 “Нива". Его выпуск начался в апреле 1977 года, когда серийный вседорожный легковой автомобиль с постоянным приводом на все колеса был в мире редкостью.

Отечественные машины с приводом на все колеса, как легковые, так и грузовые, раньше оснащались либо шаровыми шарнирами равных угловых скоростей типа “Бен-дикс-Вайсс" (Bendix-Weiss), либо сухариковыми типа “Тракта” (Tracta). На автомобиле “Нива” впервые в отечественной практике нашли применение шаровые шарниры типа “Бирфилд” (Bierfield) - более компактные и долговечные, рассчитанные на машины малой массы. Использование таких шарниров сделало возможным переход на новое семейство с приводом на передние колеса.

Модель ВАЗ-2121 стала первой собственной разработкой завода. Появление семейства третьего поколения “Самара” ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 означало переход на принципиально новый технический уровень. Расположенный поперечно двигатель, свечная подвеска передних колес типа “МакФерсон” (McPherson), отрицательное плечо обкатки передних колес, “взаимосвязанная” подвеска задних колес, реечный рулевой механизм - вот некоторые технические новшества, применяемые ВАЗом.

Громадным подспорьем в создании новых моделей явилась деятельность спортивных подразделений ВАЗа. Эксперименты с высокофорсированными двигателями и другими узлами и агрегатами, созданными для участия в гонках, ралли и кроссах, привели, например, к созданию семейства двигателей с двумя распределительными валами в головке блока, четырьмя клапанами на цилиндр, впрыском топлива.

Последнее, четвертое поколение ВАЗ-2110 выпускается с 1995 года. Оно образовано не только комбинациями различных двигателей, оборудования, но и кузовов. ВАЗ первым среди российских заводов стал выпускать одну и ту же базовую модель с тремя типами кузовов: 3- и 5-дверные хэтчбеки и 4-дверный седан. Эта политика проводится с начала производства автомобилей третьего поколения.

ВАЗ-2121’’Нива”

Усилия молодежной группы разработчиков вылились в конструкцию малолитражного автомобиля “Ока" ВАЗ-1111, который выпускается на Камском (КамАЗ) и Серпуховском заводах (СеАЗ).

На проходившей осенью 1997 года в Москве международной автомобильной выставке ВАЗ продемонстрировал полноприводный грузопассажирский универсал ВАЗ-2120, лимузин ВАЗ-21 109 “Консул”, а также длин-нобазные модификации “Нивы” BA3-2329 и BA3-2131 с кузовами пикап и универсал, спортивную модель ВАЗ-21107 с 2-литровым 16-кла-панным двигателем и приводом на все колеса.

Завод неустанно модернизирует модели-долгожители. Так, за последние годы начат выпуск “Нивы” с удлиненной колесной базой как с 3-дверным (ВАЗ-2129), так и с 5дверным кузовом (BA3-2131). Коренной реконструкции подверглось семейство ВАЗ-2108/2109, получившее обозначение ВАЗ-2115 или “Самара-2”.

Фирма “Валмет" (Valmet) в Финляндии начала сборку машин “Евро-Лада”, т.е. автомобилей ВАЗ-2109 для западноевропейского рынка.

Среди предприятий российской автомобильной промышленности ВАЗ является лидером. И не только в качественном отношении, предлагая потребителям все новые и новые модели. Он первенствует и в масштабах производства. Его пик приходится на 1990 год -737491 изготовленный автомобиль.

ВАЗ-2121

Эта модель явилась сенсацией. До нее вседорожные легковые автомобили представляли собой крепко скроенные конструкции на массивной раме с необходимым минимумом комфорта в салоне - сказывалось наследство армейских “джипов”. ВАЗ-2121 стал первым вседорожником с закрытым цельнометаллическим несущим кузовом. Более того, он был столь же комфортабелен, как и легковой автомобиль.

ВАЗ-2121 своим появлением возвестил о рождении нового класса вседорожников и на экспортных рынках быстро приобрел популярность. Не будет преувеличением сказать, что он явился предшественником таких популярных полноприводных легковых машин, как “Сузуки Витара” (Suzuki Vitara) или “Дайхатсу Рокки” (Daihatsu Rocky).

Со временем стало очевидным, что потребитель хотел бы видеть такую машину с более вместительным кузовом, с удобной для погрузки и выгрузки задней дверью. Первым шагом в этом направлении стала машина BA3-21213, у которой порог задней двери был понижен до уровня бампера, а блок задних фонарей сделан вертикальным.

Затем завод освоил мелкосерийный выпуск модификации ВАЗ-2129 с 3-дверным кузовом и удлиненной базой. И, наконец, следующий шаг -BA3-2131 с 5-дверным кузовом и увеличенной на 500 мм (до 2700 мм) колесной базой. Параллельно шла эволюция двигателя. Его рабочий объем возрос с 1570 до 1690 см3, что дало прирост мощности и, соответственно, тягового усилия. На базе ВАЗ-2121 разработаны пикапы на 300 кг груза: с 2-местной (BA3-2328) и 4-местной (BA3-2329) кабинами.

ВАЗ-2108/2109

Первый отечественный автомобиль массового производства с приводом на передние колеса довелось освоить ВАЗу, хотя и запорожский (ЗАЗ) и московский (АЗЛК) автозаводы параллельно работали в этом же направлении. Опытный образец подобной машины ВАЗ-1Э-1101 был изготовлен осенью 1971 года. Работа активизировалась с покупкой в 1975 году лицензии у фирмы "Харди-Спайсер” (Hardy-Spicer) на производство шаровых синхронных шарниров "Бирфилд-Рцеппа” (Bierfield-Rzeppa). Конкретное проектирование ВАЗ-2108 началось в мае 1977 года, и с 1978 года до начала 1983-го ВАЗ изготовил и испытал несколько сотен переднеприводных вариантов. Первые 3-дверные автомобили ВАЗ-2108 сошли с конвейера в конце 1984 года. В первой половине 1985-го они появились в продаже под маркой “Спутник”, но вскоре привилось их экспортное название “Самара”. Пятидверный ВАЗ-2109 стал предлагаться покупателям в конце 1987 года, 4-дверный седан ВАЗ-21099 - в начале 90-х годов.

Семейство ВАЗ-2108/2109 впервые в практике отечественного автомобилестроения включало автомобили с тремя типами кузовов (3- и 5-дверные хэтчбеки и седан), с тремя типами двигателей рабочим объемом в 1099; 1288; 1499 см3 и с двумя вариантами коробок передач, не говоря уже о различных комплектациях дополнительным оборудованием. Отдельные партии машин этой серии оснащаются системами впрыска топлива, а также двухсекционным роторнопоршневым двигателем (ВАЗ-2109-90) мощностью 140 л.с.

ВАЗ-2110

Появления этого семейства российский покупатель ждал более 10 лет. Первые макетные образцы появились в середине 80-х годов, а в продажу автомобили стали поступать только в 1997 году. Модели выполнены уже по устоявшейся схеме с расположенным поперек кузова силовым, агрегатом, двигателем с 2 или 4 клапанами на цилиндр, дисковыми вентилируемыми тормозами передних колес. Конструкция ВАЗ-2110 предусматривает реечное рулевое управление с переменным передаточным числом, автоматическую систему управления отопителем, регулируемую по наклону рулевую колонку, электрические стеклоподъемники. Кроме того, за дополнительную плату автомобиль может комплектоваться антибло-кировочной системой в приводе тормозов, гидроусилителем руля и кондиционером.

ВАЗ-2112

На скоростные модификации устанавливаются 2-литровые силовые агрегаты “Опель" (Opel) мощностью 150 или 240 л.с. При этом заслуживают внимания высокие аэродинамические показатели новой модели.

Автомобили нового поколения намечено выпускать в нескольких вариантах: базовый 4-дверный седан ВАЗ-2110, 5дверный универсал ВАЗ-2111 и 5-дверный хэтчбек ВАЗ-2112. Разработаны модификации базового ВАЗ-2110: спортивная машина ВАЗ-21106 со 150-сильным мотором, автомобиль ВАЗ-21107 для ралли и лимузин ВАЗ-21109 “Консул” с удлиненной на 650 мм колесной базой. Экспортные варианты этих машин обозначаются как Lada-110,111 и т. д.