Шростыми словами работа головки блока и клапанов заключается в подаче воздуха и топлива в двигатель, сжигании их в нужном месте и в нужное время и удалении продуктов сгорания. Сгорание происходит в камере сгорания над каждым поршнем. По крайней мере, оно должно там происходить, хотя иногда кажется, что ему гораздо легче частично произойти в выпускной системе. В наши дни все камеры сгорания находятся непосредственно над поршнем, хотя на первых двигателях, по разным причинам, часто использовались очень странные конфигурации, в которых они отстояли отдельно, в основном для того, чтобы облегчить работу поршня и клапанов.


Простейшие камеры сгорания бензиновых двигателей, независимо от их формы и положения, имеют впускной клапан, выпускной клапан и свечу зажигания. При простой 4-тактной работе смесь паров топлива с воздухом поступает через впускной клапан, который затем закрывается в конце такта сжатия. Затем свеча зажигания воспламеняет сжатую смесь, и происходит рабочий ход. После этого открывается выпускной клапан, и отработавшие газы вылетают из цилиндра в выпускной трубопровод и затем удаляются через выпускную систему.