Основными руководящими документами, определяющими систему ТО и ремонта машин, являются Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин и Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, содержащие виды ТО и ремонта, их периодичности, трудоемкость работ и продолжительность простоя машин, а также указания по организации, планированию и учету мероприятий ТО и ремонта.

Операции ТО и ремонта выполняются в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией заводов-изготовителей, а также определяются требованиями к техническому состоянию машин, установленными стандартами.

ТО подвижного состава автомобильного транспорта по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО).

ЕО включает в себя контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, работы по поддержанию надлежащего внешнего вида машины, а также заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а в некоторых случаях - санитарную обработку кузова.

Для большинства автомобилей ТО-2 включает в себя и операции ТО-1 (выполняемые с периодичностью /[), а также дополнительные работы (выполняемые с периодичностью /2). Периодичности ТО-1 и ТО-2 для автомобилей различных типов составляют соответственно 5... 8 и 20... 24 тыс. км. В нормативы трудоемкостей ТО-1 и ТО-2 не включается трудоемкость ЕО.

Обычно сезонное техническое обслуживание проводят совместно с очередным видом ТО (чаще ТО-2). Отдельно планируется СО для подвижного состава, работающего в районах холодного и жаркого климата.

При диагностировании Д-1, выполняемом, как правило, перед и при ТО-1, определяется техническое состояние агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность движения и пригодность автомобиля к эксплуатации. При Д-2, выполняемом, как правило, перед ТО-2, определяется техническое состояние агрегатов, узлов и систем автомобиля, а также уточняются объемы ТО и потребность в ремонте.

Текущий ремонт должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге, не меньшем, чем до очередного ТО-2. Для грузовых автомобилей, к которым предъявляются повышенные требования по безопасности движения, рекомендуется проводить планово-предупредительный ремонт агрегатов и систем, влияющих на безопасность движения, а также тех, стоимость плановой замены которых ниже стоимости ремонта по потребности. Часть операций планово-предупредительного ремонта (малой трудоемкости) может выполняться вместе с ТО - это сопутствующий ТР.

Нормы пробега грузовых автомобилей обычно составляют 300... 350 тыс. км до КР или 600 тыс. км до списания. Для обеспечения исправного состояния подвижного состава с периодичностью, составляющей 50... 60% от пробега до КР, может проводиться ТР, включающий в себя углубленный осмотр, контроль, окраску и восстановление деталей и агрегатов, а также удаление коррозии и другие операции. В виде исключения при эксплуатации автомобилей в тяжелых дорожных условиях допускается производство среднего ремонта с периодичностью более одного года.

Нормативы ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта, приведенные в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, рассчитаны исходя из полного или частичного сочетания следующих условий: первая категория условий эксплуатации машин, обслуживание базовых моделей автомобилей; выполнение ТО и ремонта на предприятии, имеющем 200... 300 машин из трех технологически совместимых групп; пробег обслуживаемых машин с начала эксплуатации составляет 50... 75% от пробега до капитального ремонта;

машины работают в умеренном климате; ЭП оснащено средствами механизации согласно табелю технологического оборудования. Для других условий эксплуатации предусматривается корректировка нормативов периодичности работ, их трудоемкости и простоев.

Для дорожных машин (ДМ) в зависимости от их конструкции и сложности предусматриваются одно-, двух- и трехступенчатая система ТО. Для большинства машин устанавливаются: ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед, в течение и после смены; ТО-1; ТО-2; ТО-3 и СО. Возможно также проведение диагностических работ Д-1, Д-2 и Д-3, выполняемых, как правило, в соответствии с периодичностью ТО-1, ТО-2 и ТО-3.

В объем каждого ТО более высокого порядка обычно включают все работы предыдущих ТО, например ТО-2 состоит из работ ТО-1 и дополнительных операций, выполняемых с периодичностью ТО-2, а ТО-3 совмещается с плановым ТР и обычно выполняется после него.

Для ДМ на базе тракторов и с тракторными двигателями установлены те же виды ТО, как и для тракторов, т. е. ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СО. Для ДМ на шасси автомобилей и с автомобильными двигателями предусмотрены ТО-1, ТО-2 и СО, а для простейших ДМ (бетоносмесителей, растворонасосов и др.) - ЕО, СО и одно ТО.

Периодичность ТО и ремонта ДМ устанавливается в часах наработки машины, которые определяются по показаниям счетчиков моточасов (мото-ч), а при их отсутствии или неисправности по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования.

Периодичность технических обслуживаний ДМ обычно кратна 50 мото-ч, а наработка до КР- 1000 мото-ч. У большинства ДМ (экскаваторов, катков, бульдозеров, кранов, погрузчиков и др.) периодичность ТО-1, ТО-2, ТО-3 с ТР и КР составляет соответственно 50, 250, 1000 и 6000 мото-ч, а у некоторых машин (например, тяжелых бульдозеров и скреперов) - 100, 500, 1000 и 6000 мото-ч. Плановые ТО и ремонт простых ДМ выполняются с периодичностью соответственно 100 и 1000 или 150 и 1500 мото-ч. В зависимости от конкретных условий эксплуатации допускается отклонение периодичности ТО и ремонтов в пределах 10 %.

Наиболее распространенную структуру межремонтного цикла ДМ в числовом виде можно представить как 96-18-5-1 (по числу выполняемых ТО и ремонта) или 50 - 250 - 1000 - 6000 (по периодичности ТО и ремонта). Здесь первая цифра характеризует ТО-1, а последняя - КР. Структура межремонтного цикла ДМ показана на рис.

Плановый ТР, установленный для ДМ, включает в себя оценку технического состояния агрегатов и узлов по результатам диагностирования, частичную их разборку, замену и восстановление изношенных деталей и другие ремонтные работы (разборочно-сбороч-ные, регулировочные, слесарно-механические, кузнечные, сварочные и т.п.). Плановый ТР гарантирует работоспособность машины до очередного планового ТР (обычно в течение 1000 мото-ч).

Рис. Примерная структура межремонтного цикла ДМ

Плановый текущий и капитальный ремонт стараются сочетать с работами по модернизации ДМ с целью повышения их технического уровня. При внезапном отказе оборудования выполняют неплановый ремонт, содержание и объем которого зависит от последствий отказа.

Нормативы ТО и ремонта ДМ, приведенные в Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, рассчитаны применительно к условиям проведения работ в организациях, имеющих в своем составе 100... 200 машин различного типа, расположенных в центральной природно-климатической зоне и обеспеченных эксплуатационной базой согласно требованиям типовых проектов. Показатели трудоемкости и продолжительности КР определены применительно к условиям ремонтных предприятий с производственной программой до 100 машин одной модели в год. Для других исходных условий предусматривается корректировка нормативов трудоемкости работ и простоев. При этом периодичность выполнения ТО и ремонта (в отличие от автомобилей) не подлежит корректировке.