Наиболее распространенной формой пружины является цилиндрическая пружина постоянной жесткости, чья степень жесткости остается постоянной при ее сжатии и растяжении под нагрузкой. Любая обыкновенная пружина имеет определенную минимальную длину, определяемую моментом, когда ее витки соприкасаются друг с другом, и она превращается в твердый цилиндр. Чтобы этого не произошло (с серьезным дискомфортом и некоторым риском потери управления), вместе с витыми пружинами всегда устанавливаются эластичные (сегодня это обычно полиуретан) ограничители хода подвески при сжатии. Эти ограничители ударов часто делаются достаточно глубокими, чтобы прогрессивно увеличивать жесткость подвески после определенной точки.


По сравнению с листовыми рессорами витые пружины легче и компактнее по отношению к количеству энергии, которое они могут накопить, и вместе с тем просты в производстве, что сегодня определяет их огромную популярность. Их форма обеспечивает дополнительное преимущество, связанное с тем, что они могут устанавливаться на одной оси с телескопическими амортизаторами, создавая один компактный, легко устанавливаемый и заменяемый узел. Это особенное преимущество при использовании их в подвеске MacPherson. Однако некоторые производители предпочитают распределять вертикальные нагрузки на кузов, устанавливая пружины и амортизаторы раздельно, особенно в задней подвеске, стараясь достигнуть лучших характеристик при поглощении вибраций в точках крепления.


Другой ценной особенностью витых пружин для конструкторов шасси, легкость, с которой может быть подобрана степень жесткости и даже сделана нелинейной, становясь более жесткой по мере сжатия. «Спортивные» подвески могут быть получены простым удалением одного витка на каждой пружине автомобиля, что, с одной стороны, уменьшает высоту автомобиля, а с другой, увеличивает суммарную жесткость подвески, а все это может быть желательным для достижения поставленной задачи.


Пружина переменной жесткости может быть создана, если расстояние между витками будет сужаться ближе к ее концам, тогда при сжатии такой пружины внешние витки постепенно будут входить в контакт, а оставшаяся часть несжатой пружины будет иметь большую жесткость. Другой способ заключается в изготовлении пружины, у которой расстояние между витками остается постоянным, но пружина изготавливается из прутка, который сужается с каждого конца. Как уже упоминалось, простым способом может быть установка увеличенных ограничителей хода подвески, эластичность которых обеспечивает прогрессивную характеристику жесткости пружин.


Витая пружина может быть также изготовлена в форме конуса или «кокона», а не цилиндрической. Это дает возможность получить пружину переменной жесткости, но с дополнительным преимуществом, заключенном в том, что она занимает гораздо меньше места, когда полностью сжимается. Такие пружины использовались в задних подвесках нескольких небольших переднеприводных автомобилей европейского производства.