Лондон/Лутон, Великобритания, 1903-

Фирма “Воксхолл” существует с 1857 года (Воксхолл -квартал в Лондоне). Ее основал Александр Уилсон (Alexander Wilson). Сначала фирма была хорошо известна как производитель судовых двигателей. В 1896 году она предлагала уже целую гамму моторов внутреннего сгорания. Первый автомобиль “Воксхолл-5 Н Р” оборудовали одноцилиндровым оппозит-ным двигателем мощностью 5 л.с. с цепным приводом, подвеской на пружинах и рулевым управлением с продольным рычагом. Его аналогом послужил американский “Брашмобил” (Brushmobile). Следующая модель “6НР” полностью повторяла конструкцию первенца, но уже имела передачу заднего хода.

В 1905 году “Воксхолл” переехала из Лондона в Лутон, в графстве Бедфордшир. Вскоре появились три новые модели. Все они были оснащены 3цилиндровыми двигателями и 6-ступенчатыми коробками передач. Отличительной особенностью первых “воксхол-лов” стал низкий клиновидный капот. В 1906 году появился “Воксхолл-18/20НР” с 4-цилиндровым мотором и карданной передачей, за которым последовала более легкая модель “12/16НР”. Новой внешней особенностью всех машин стал массивный никелированный радиатор, применявшийся до 1959 года.

Тем временем главный конструктор фирмы Лоуренс Померой (Laurence Pomeroy) закончил разработку модели “20НР", которая одержала победу в специальном пробеге на надежность 1908 года, пройдя без поломок 3200 км. Померой спроектировал также еще одну машину, которая в 1910 году убедительно продемонстрировала свои возможности в пробеге на приз немецкого принца Генриха, после чего выпускалась под названием “Принц Генри” (Prince Henry). В серийных исполнениях рабочий объем двигателя этой машины повысили до 4 л. “Принц Генри” считается родоначальником самой знаменитой серии “Воксхолл-30/98”, хотя незадолго до начала первой мировой войны успели построить очень небольшое количество машин. “Воксхолл” относится к числу немногих британских производителей, которым удалось и во время войны продолжить производство легковых автомобилей. К ним принадлежит “Вокс-холл-D”, применявшийся в английской армии как штабная машина. В 1919 году под индексом “Е-30/98” она была включена в производственную программу, но сначала оборудовалась двигателем с боковыми клапанами. Переработанный в 1922 году вариант “ОЕ-ЗО/98” оснастили новым 4,2-литровым двигателем с верхними клапанами и тормозами на всех колесах. Одновременно “Воксхолл” ввела в программу новую более экономичную модель “14/40НР”.

Объем продаж автомобилей “Воксхолл” никогда не был большим. В 1924 году, например, было изготовлено 1400 экземпляров. Американский концерн “Дженерал Моторе” (General Motors), давно намеревавшийся создать в Великобритании плацдарм для вторжения на европейский рынок, заинтересовался “Воксхолл” и в 1925 году приобрел ее. Спустя 3 года появились первые “воксхол-лы", в конструкции которых уже ощущалось американское влияние. Среди первых был автомобиль “20/60НР” с верхнеклапанным двигателем и катушечным зажиганием. В последующие годы появились серии “Сайлент-80” (Silent) с 6-цилиндровым 3,9литровым бесклапанным двигателем и “Харлингхэм-R” (Hurlingham) - спортивный вариант модели “20/60НР”. В 1931 году на смену серии “20/60” пришел более совершенный и экономичный “Кадет” (Cadet) или “17НР” с 2литровым двигателем мощностью 40 л.с., а по желанию клиента - 57 л.с. Несмотря на низкую цену, “Кадет” с 1932 года оборудовали синхронизированной коробкой передач. Первым английским серийным автомобилем с люком в крыше в 1933 году стал “Воксхолл-А Лайт Сикс” (Light Six) в вариантах “12НР” и “14НР”. Кроме них в программу входили комфортабельные модели “20НР” в двух сериях “BY” и ”ВХ", различавшихся рабочими объемами моторов - 2,4 и 3,2 л. Последняя из них, известная как “Биг Сикс" (Big Six), продавалась до 1936 года. Ее сменила серия “G” (25НР) с независимой подвеской передних колес системы    "Дюбоннэ” (Dubonnet). Такая конструкция также использовалась на моделях 1935 года — “DY" (12НР) и “DX” (14НР).

“Воксхолл-Н” (10НР) в 1938 году стал первым британским автомобилем с несущим кузовом. На нем стояла 3-ступенчатая коробка передач, а средний расход топлива составлял менее 9 л на 100 км. В 1939 году все машины “Воксхолл” получили гидропривод тормозов. Росту сбыта способствовал новый дешевый автомобиль серии ‘J” (14НР) среднего класса с 6-цилиндровым двигателем в 1781 см3.

Во время войны все заводы “Воксхолла” выпускали грузовые автомобили “Бедфорд” (Bedford), танки “Черчилль” (Churchill) и пушки, а к концу войны фирма строила также реактивные авиамоторы. Сразу же после войны было возобновлено производство моделей “10НР” и “12НР” с 4-цилиндровыми двигателями и “14НР” с 6-цилиндровыми моторами, которые выпускались до 1948 года. Место устаревших машин заняли две новые модели серии “L” “Уайверн” (Wyvern) с 4-цилиндровым 1,5-литровым мотором и “Велокс” (Velox) с 2,3-литровой “шестеркой”. В форме их кузовов отразилось влияние американского дизайна с характерными утопленными в обтекаемые крылья фарами.

В 1952 году в серии “Е” кузова обеих машин подверглись основательной переработке, а старые двигатели заменили современными ко-роткоходными. В 1955 году появилась комфортабельная “Креста" (Cresta). В 1957 году был выпущен, ставший очень популярным, экономичный “Виктор” (Victor). В 1962 году его кузов модернизировали, а семейства “Велокс” и “Креста” обрели новую внешность. С 1964 года начали использовать более мощные двигатели: объем двигателя “Виктора” повысили до 1,6 л, а 6-цилиндровых - до 3,3 л. В том году правление фирмы приняло решение начать производство малолитражных автомобилей. В результате появилась “Вива” (Viva) серии “НА” с 4-цилиндровым двигателем в 1057 см3 и немного угловатым кузовом. В 1967 и 1970 годах ее конструкция и дизайн дважды подверглись переработке. Новая “Вива-НС” предлагалась в двух вариантах с моторами рабочим объемом 1159 и 1256 см3.

В 1968 году “Воксхолл” представила полностью измененный “Виктор”. Его моторы в 1,6 и 2,0 л с верхним распределительным валом устанавливались спереди с небольшим углом наклона. Вскоре к ним прибавился еще и 1,8-литровый вариант. Одновременно старый 6-цилиндровый 3,3-литровый двигатель установили на более солидной модели “Вентора” (Ventora), внешне напоминавшей “Виктор”. В 1971 году кузов “Виктора” немного увеличили, использовав внутреннюю отделку от машин “Опель” (Opel) более высокого класса. Объем двигателя составил 2,3 л. Это стало отправной точкой в сотрудничестве с немецкой фирмой, тоже принадлежащей “Дженерал Моторе". Двигатель 1,6литрового “Виктора” поставили на новую модель “Вива", которая в варианте купе называлась “Фиренца” (Firenza) и оснащалась, кроме того, еще двумя моторами рабочим объемом 1,3 и 2,3 л. В 1973 году “Воксхолл" снова переработала всю серию “Ви-ва/Фиренца”. Варианты с более мощными двигателями (1,8 и 2,3 л) получили название “Магнум” (Magnum). В 1975 году на рынок поступил “Шеветт” (Chevett) с кузовом хэтчбек и двигателем в 1256 см3 от серийной “Вивы”. На следующий год седан “Кавальер” (Cavalier) стал копией “Опеля Аскона” (Ascona). Он предлагался с двигателями в 1,3; 1,6 и 1,9 л. Его начали выпускать на заводе “Дженерал Моторе” в Бельгии, но в августе 1977 года производство перевели в Англию. Последующие годы стали свидетельством медленной потери “Воксхоллом” своей самостоятельности.

В начале 1979 года появились модели среднего класса “Карлтон” (Carlton) и “Ройял” (Royal), оказавшиеся копиями соответствующих машин “Опеля” с рядным 6-цилиндровым мотором в 2,8 л. Спустя год “Ройял” предлагали с 3-литровым двигателем. Последнюю “Виву" построили в Канаде в середине 1979 года, и с тех пор роль самой популярной модели перешла к “Астре” (Astra) - британскому аналогу “Опеля Кадетт” (Kadett). В 1982 году появился новый вариант “Кавальера” с передним приводом и двигателями рабочим объемом 1,3 и 1,6 л, однако и он полностью копировал немецкую “Аскону”. Тем не менее, выпустив новый “Кавальер", “Воксхолл” опередила британский “Форд” по объемам производства. Лишь в 1983 году “Форду” удалось выйти вперед, заменив устаревшую “Кортину” (Cortina) на “Сьерру" (Sierra), которая стала сильным конкурентом “Кавальера”. В 1984 году вступил в строй завод “Дженерал Моторе” в Сарагосе (Испания), рассчитанный на производство компактных автомобилей, которые на рынке континентальной Европы стали называться “Опель Корса” (Corsa), а на английском - “Воксхолл Нова" (Nova). С тех пор программа “Воксхолла” стала полностью идентичной продукции “Опеля” за исключением названий и комплектаций, так как “Воксхолл”, в отличие от “Опеля”, имеет правостороннее управление. Совсем недолго “Опель Вект-ра” (Vectra) назывался на Британских островах “Кавальером”, а аналог немецкого “Рекорда” (Rekord) именовался “Карлтон". В настоящее время вся продукция “Воксхолл” аналогична моделям “Опеля”.

Воксхолл Принц Генри

Эта известная машина является прямым потомком “Воксхолла-20НР”, который в 1908 году одержал победу в соревнованиях на надежность, благополучно одолев расстояние в 2 тысячи миль (3200 км). Этот успех и другие спортивные достижения побудили в 1909 году директоров фирмы Перси Киндера (Percy Kinder) и А. Дж. Хэнкока (A. J. Hancock) выставить ее улучшенный вариант в гонке на приз прусского принца Генриха, брата германского императора Вильгельма II, который был организатором престижных соревнований для стандартных легковых автомобилей в 1908-1910 годах.

Главный конструктор “Воксхолла" Лоуренс Померой, которому тогда было всего 24 года, получил задание - построить для этой машины новый двигатель с верхним и чуть смещенным распределительным валом, приводившим клапаны V-образного расположения. Первый вариант оказался неудачным, поэтому заявленные на гонку автомобили оборудовались усиленными вариантами двигателя модели “20НР” мощностью от 38 до 55 л.с. На состязаниях 1910 года “воксхоллы” показали себя весьма прочными и надежными, хотя главный приз достался машинам “Аустро-Даймлер” (Austro-Daimler) с 5,7-литровым мотором мощностью 95 л.с.

Спортивные варианты стали основой обычных легковых машин “Воксхолл-С” и “Принц Генри”, показанных в 1911 году на Лондонском автосалоне. Подобным образом поступили и австрийцы: “Аустро-Даймлер” в 1911-1914 годах также выпускал автомобили марки “Принц Генрих”. Британский “Принц” с немецким именем до 1912 года предлагался с 3-литровым мотором. Затем его заменил 4-литровый мощностью 70-75 л.с. Колея и база этих исполнений были увеличены, что позволило устанавливать на шасси кузова больших размеров. Все модели этой серии имели колеса со спицами и центральной гайкой. С 1913 года на них начали серийно устанавливать электрическое освещение, а с 1914 года - электрический стартер. Как и другие модели “Воксхолла” того времени они имели большой дорожный просвет, могли работать на плохих дорогах в британских колониях. К слабым местам “Принца Генри" следует отнести коробку передач, тормоза задних колес и систему охлаждения.

В автоспорте эти машины оказались очень успешными. “Принц Генри” победил при температуре -40°С в зимней гонке 1912 года в Швеции, а в 1913 году выиграл 35 горных гонок и 14 заездов на надежность. В пробеге по России 1911 года он прошел всю дистанцию без единого штрафного очка, что побудило Николая II приобрести такую машину. Во время войны “Принц Генри” использовался в качестве штабного автомобиля. Всего их изготовили 240 экземпляров.

Воксхолл-30/98

Бизнесмен Джон Хиггинсон (John Higginson) родом из графства Ланкашир стал известным благодаря своему изобретению - системе карбюраторного питания “Ауто-вак” (Autovac), работавшей от разряжения во впускном коллекторе. Кроме того, он считался уважаемым “водите-лем-джентельменом”, одержавшим многочисленные победы на машинах “Мерседес-60PS" (Mercedes) и “Ля Бьюир” (La Buire). Страстно увлеченный автоспортом, Хиг-гинсон обратился к Померою с предложением модернизировать “Принц Генри" и вновь превратить его в спортивный автомобиль, установив на первоначальном шасси двигатель повышенной мощности.

Воксхолл Принц Генри

Новый “Воксхолл” получил обозначение “30/98”. До начала войны было построено лишь 13 экземпляров, предназначенных для узкого круга владельцев. Одним из них стал Хиггинсон, вновь проявивший себя способным гонщиком. После войны “30/98” был включен в программу как “Е-30/98”. На нем использовали более прочное армейское шасси серии “D” с короткой базой. Очень скоро новый “Воксхолл” завоевал хорошую репутацию дорожно-спортивного автомобиля с двигателем повышенной мощности, хотя ему так никогда и не удалось опередить 3литровый “Бентли” (Bentley).

В 1922 году “ Воксхолл-Е” получил верхнеклапанный мотор и новое обозначение “ОЕ-ЗО/98”. Он оказался более тихим и мощным, развивая 120 л.с. вместо прежних 90 л.с. По желанию клиента автомобиль поставлялся со спортивным алюминиевым кузовом. Самым слабым местом серии “30/98” являлась тормозная система, хотя в 1923 году ее несколько усилили, установив тормоза на передних колесах. Лишь в 1926    году появился гидропривод тормозов. В конце 1927    года выпуск серии “30/98” был полностью прекращен. Всего изготовили около 580 экземпляров.

Воксхолл Кадет

Малогабаритный “Кадет” (17НР), запущенный в производство в октябре 1931 года, в свое время был самым экономичным из всех автомобилей, выпускаемых “Воксхол-лом”. Его скругленные формы явно напоминали модные американские машины. Вскоре “Кадет” стал очень популярным. Во многом благодаря ему “Воксхолл” вошла в число наиболее известных в мире фирм-производителей автомобилей.

В 1932 году “Кадет” был значительно улучшен. На нем установили генератор напряжением 12 В вместо старого 6-вольтового и новый рулевой механизм, но главным новшеством стала синхронизированная коробка передач. На американском рынке она уже не была диковинкой, однако в Англии “Кадёт” стал первым автомобилем с такой коробкой. На его базе выпускался упрощенный вариант “26НР", предназначенный главным образом для британских колоний.

Воксхолл Велокс/Уайверн

Седаны новой серии “Е” -“Уайверн” с 4-цилиндровым 1,5-литровым двигателем и “Велокс” с 6-цилиндровым мотором в 2,3 л, серийно начали выпускаться в 1951 году. Их основой стали предыдущие одноименные выпуски серии "L” 1948-1951 годов. В 1952 году на них устанавливались два короткоходных мотора - в 1507 см3для “Уайверна” и в 2262 см3 для “Велокса". Когда же на рынке опять стали продавать высокооктановый бензин, ‘‘Велокс” стали предлагать со специальной головкой блока цилиндров, повысившей степень сжатия до 7,6. Новинкой обоих автомобилей, не считая панорамного лобового стекла, был откидывающийся в сторону капот, замененный позднее традиционной конструкцией. За исключением небольших косметических изменений, например, новой облицовки радиатора в 1956 году, кузов многие годы не подвергался модернизации. Следует упомянуть, что в 1954 году на их базе появилась более комфортабельная “Креста”.

Воксхолл 30/98

Часто забывают, что модель “ОЕ-ЗО/98" должна была составить конкуренцию “роллс-ройсам".

В 1953 году произошли два знаменательных события: завод “Воксхолл” покинул миллионный автомобиль и в течение одного года впервые было изготовлено более 100 тысяч машин. Основная доля приходилась на “Уайверн” и “Велокс" серии “Е”. До 1957 года выпустили 341626 экземпляров. Через несколько лет производство обновленного “Ве-локса” было возобновлено.

Воксхолл Вива

Конструкция представленного в 1964 году малолитражного автомобиля “Вива” серии “НА” отчетливо напоминала немецкий “Опель Ка-детт". Его цена была очень низкой, поэтому практически все желающие могли приобрести этот простой 2-дверный седан с угловатыми формами. Проведя испытания “Вивы”, специалисты отметили “превосходство автомобиля как в отношении скорости, так и управляемости, маневренности, вместимости, качества подвески и общего уровня комплектации”. И все же у “Воксхолл Вивы” нашлось уязвимое место. Это -двигатель. В моторах автомобилей первых серий нередко случались повреждения коленчатых валов, поэтому репутация “Вивы” оказалась несколько подмоченной.

Воксхолл Вива

"Вива” выпускалась до 1967 года. Изготовлялись универсалы и легкие фургоны. Последние пережили легковые варианты на 7 лет. Сама же марка “Вива” просуществовала до середины 1979 года. Канадское отделение американской компании “Понтиак” (Pontiac) изготовляло легковой автомобиль с 2-литровым двигателем под названием “Вива”.

Воксхолл Астра

Легендарные традиции британского “Воксхолла" давно ушли в прошлое. Сегодня эта компания стала лишь сборочным отделением американского концерна “Дженерал Моторе”, выпуская легковые “опели" под маркой “Воксхолл”. От своих немецких собратьев “во-ксхоллы” отличаются не только правым расположением органов управления, эффектной эмблемой с изображением мифического грифона и облицовкой радиатора, но и иными комплектацией и отделкой интерьера. Характерным примером является “Воксхолл Астра" (Astra). У автомобиля эллипсовидная облицовка радиатора заменена горизонтальными воздухозаборниками, установлены бамперы и колесные диски иной формы, изменены формы зеркал заднего вида и задних фонарей, в салоне - новая панель приборов и сиденья британского производства, другая обивка, применяется более эффективный отопитель. В стандартный набор двигателей “Астры” входят бензиновые 4-цилиндровые агрегаты рабочим объемом 1,4; 1,6; 1,8; 2,0 л и дизель с турбонаддувом рабочим объемом 1,7 л. Незначительные изменения внесены в элементы трансмиссии и шасси. ’’Воксхолл Астра" имеет полностью оцинкованный кузов, что значительно увеличивает его антикоррозионную стойкость. Предлагается пакет безопасности, в который входят две надувные подушки, усиленная тормозная система с АБС, энергопоглощающие боковые элементы.

Воксхолл Уайверн