Другим фактором, еще более важным, являются воздух и газы, которые сами по себе имеют массу и обладают инерцией. Например, если имеется поток воздуха, мчащегося через открытый впускной клапан во время такта впуска, то он не остановится мгновенно, как только поршень достигнет нижней мертвой точки, а будет продолжать движение еще некоторое время в начале такта сжатия. Он остановится только через некоторое время, и если вы хотите, чтобы в цилиндр вошло как можно больше воздуха (а этого вы и хотите), нужно просто не закрывать впускной клапан, пока это не произойдет. Таким же образом стоит начинать открывать выпускной клапан задолго до того, как поршень дойдет до нижней мертвой точки, так, чтобы выпускной клапан был полностью открыт, когда начинается ход выпуска. И по тем же причинам следует закрыть выпускной клапан немного после того, как поршень придет в верхнюю мертвую точку в конце такта выпуска.


Итак, изящная картина открытия и закрытия клапанов точно в моменты, когда поршень проходит мертвые точки, должна быть отброшена. В частности, когда поршень достигает конца своего хода, по окончании выпуска или начале впуска, имеется период «перекрытия клапанов», при котором оба, как впускной, так и выпускной, клапана остаются частично открытыми. Во время этого периода входящий поток топливно-воздушной смеси помогает вытеснить остатки отработавших газов из цилиндра, в то время как заранее открытый впускной клапан обеспечивает лучшее наполнение цилиндра свежим зарядом. Хитрость заключается в том, чтобы обеспечить почти 100% очистку от отработавших газов без потери какой-либо части свежего заряда. В некоторых гоночных двигателях «угол перекрытия клапанов» (определяемый в градусах угла поворота коленчатого вала и равный углу, при котором начинает открываться впускной клапан перед ВМТ и плюс углу, при котором закрывается выпускной клапан после ВМТ) составляет значительную величину и может быть изменен, особенно в двигателях с высокой степенью сжатия. Если клапаны сильно открыты, когда поршень приходит в верхнюю мертвую точку, поршень может ударить по клапанам, что немедленно приведет к ужасным последствиям. «Перекрытие» клапанов в нижней мертвой точке (выпускной открывается раньше НМТ, а впускной позже НМТ) не представляет такой опасности, и суммарный угол всегда больше, чем в ВМТ, и часто значительный, особенно в высокофорсированных двигателях.