Jaray Paul

?- 1974 Австрия/Германия

Австрийский инженер, исследователь аэродинамики автомобильных кузовов. Родился в Вене. С практической аэродинамикой столкнулся, работая в фридрихсха-фене (Германия) на заводе по производству дирижаблей графа Цеппелина. Вместе с будущим авиаконструктором Клаудиусом Дорнье (Claudius Dornier) проводил исследования обтекаемости разных тел и профилей в аэродинамической трубе.

К концу первой мировой войны разработал основные принципы аэродинамики автомобильного кузова. Согласно его идеям, обтекаемый автомобиль должен иметь полностью закрытый кузов со значительно скругленными гранями, объем которого составлен из двух частей (верхняя часть повторяет форму дирижабля, нижняя -профиль самолетного крыла). Построенная в 1920 г. по этому принципу модель легкового автомобиля имела коэффициент аэродинамического сопротивления Сх=0,245.

Автомобиль Ярая на шасси "Майбаха-Эс-Дубль-Ве 38", 1935 г.

Автомобиль Ярая на шасси "Майбаха-Эс-Дубль-Ве 35", 1935 г.

Ярай запатентовал принципы создания аэродинамического кузова, а в 1922 г. по его заказу создали обтекаемый автомобиль на шасси "Лей" (Ley). Имея отличные скоростные и экономические показатели, эта модель была технологически неудобна и некрасива, плохо использовался ее внутренний объем. Поэтому строили лишь единичные кузова по заказу.

В 30-е годы некоторые фирмы выпускали серийные модели, в которых в значительной мере использовались разработанные Яраем принципы. В их число входили: "Татра-77" (Tatra 77), "Крайслер-Эрфлоу" (Chrysler Airflow), "Линкольн-Зефир" (Lincoln Zephyr). Несмотря на наличие патента, изобретатель ничего не заработал. К тому же проиграл патентный спор Эдмунду Румп-леру (Edmund Rumpler, см ), также создавшему "аэродинамический" автомобиль. Не смог отстоять своих прав и в споре с крупными производителями. Тем не менее, разработки и исследования Пауля Ярая легли в основу всей современной аэродинамики автомобильных кузовов. Он по праву считается "отцом обтекаемого автомобиля".

Автомобиль Ярая на шасси "Майбаха-Эс-Дубль-Ве 35". 1935 г.