Жиклер - это резкое локальное уменьшение площади поперечного сечения канала. Жиклер создает дополнительное сопротивление для движения масла, что позволяет снизить, например, скорость заполнения маслом гидроцилиндра или бустера фрикционного элемента управления.

Из-за резкого изменения поперечного сечения канала масло не может свободно проходить через жиклер, и поэтому со стороны насоса создается повышенное давление, а за жиклером формируется более низкое давление. Если за жиклером нет тупика, т.е. масло может свободно двигаться дальше, то в канале возникает перепад давлений. Если же после жиклера имеется тупик в виде гидроцилиндра или бустера фрикционного элемента управления, то в соответствии с законом Паскаля давление по обе стороны жиклера по истечении некоторого времени постепенно станет одинаковым.

Жиклеры используются в гидросистемах управления АКПП для обеспечения плавного нарастания давления или управления расходом масла. Как правило, жиклеры устанавливаются перед гидроцилиндром или бустером фрикционных элементов управления АКПП, где они совместно с гидроаккумуляторами формируют требуемый закон нарастания давления. Поэтому при включении фрикционного элемента управления жиклеры играют весьма существенную роль. Однако для того, чтобы процесс переключения передачи проходил с высоким качеством (без заветных толчков автомобиля и повышенного скольжения во фрикционных элементах управления), необходимо быстро сбрасывать давление в гидроприводе выключаемого элемента управления. Наличие же в канале жиклера не позволяет это сделать, поэтому в схемах управления АКПП иногда к гидроприводу подводятся два канала.

В одном канале устанавливается жиклер, а во втором - шариковый клапан одностороннего действия. Во время включения фрикционного элемента давление масла, подводимого из основной магистрали, прижимает шарик к седлу клапана. В результате масло попадает в гидропривод только через жиклер, и формирование давления происходит по заданному закону. В случае выключения фрикционного элемента гидропривод соединяется со сливной магистралью, поэтому давление отжимает шарик клапана одностороннего действия, и масло вытекает по двум каналам, что значительно увеличивает скорость опорожнения гидроцилиндра.

Жиклеры, как правило, располагаются в распределительной пластине клапанной коробки и представляют собой отверстия определенного диаметра.