Определение неисправности по шуму, производимому работающей трансмиссией, - это сложная задача, заключающаяся в выделении посторонних звуков, не связанных с ее нормальной работой.

Звуковой анализ работы трансмиссии обычно проводится в двух режимах: на неподвижном и движущемся автомобиле. Источником возникновения звука могут быть самые разнообразные механизмы и устройства транспортного средства, к которым можно отнести гул гидравлического клапана, вибрацию в системе охлаждения, вспомогательных приводах двигателя и даже системе выпуска выхлопных газов двигателя. Осмотр дополнительных приводных ремней, контроль системы выпуска и анализ системы охлаждения должны быть необходимыми частями такого исследования. Однако большинство посторонних звуков исходит все-таки из трансмиссии.

Звук гидротрансформатора. Следует иметь в виду то, что для неподвижного транспортного средства скулящий или сереноподобный звук считается нормальным. Поэтому необходимо знать, какой звук издает нормально работающий гидротрансформатор. Не следует анализировать звук работы гидротрансформатора при установке рычага выбора диапазона в положение «D» и малом открытии дроссельной заслонки. В этом случае наиболее вероятно возникновение металлического звука из-за плохо закрепленных деталей или люфтов между вращающимися сопряженными элементами.

Звук механической части трансмиссии. Источниками шума механической части трансмиссии являются зубчатые зацепления планетарных рядов, упорные игольчатые подшипники, обгонные муфты и дисковые фрикционные элементы управления. Кроме того, надо учитывать, что источниками звука являются главная передача и дифференциал. Необходимо иметь хорошее представление об устройстве трансмиссии и принципах ее работы, иначе выявление неисправностей с помощью звукового анализа невозможно. Важно правильно выявить звук, вызванный именно неисправностью. Во время ремонта трансмиссии результаты звукового анализа позволяют целенаправленно искать и находить места возникновения неисправностей.

При анализе звука следует обращать особое внимание на появление лязга и треска, в особенности это касается автомобилей с приводом на передние колеса. Также важным является определение ритма и уровня звука во время переключения передач. Кроме того, следует определить месторасположение источника шума: находится ли он на входе или на выходе из коробки передач.

Звук, возникающий в зубчатых зацеплениях планетарных рядов, определяется изменениями угловой скорости вращения их элементов, которые происходят при изменении передаточного отношения. Элементы планетарных рядов вращаются медленнее на первой и второй передачах и намного быстрее на повышающей передаче. Изменение передаточного отношения также влияет на относительную скорость вращения между ведущим и ведомым валами коробки передач. Во время разгона осевые силы в косозубых зубчатых зацеплениях направлены в сторону тыльной части картера, а на режимах торможения - в сторону передней части картера АКПП.

Звук, производимый дисковыми фрикционными элементами управления, обычно возникает в моменты их включения или выключения, что считается вполне допустимым. При этом фрикционные диски могут создавать достаточно громкий звук.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. На первой передаче в коробке возникает значительный шум, который увеличивается с увеличением номера Включенной передачи и исчезает на прямой передаче. В этом случае можно предположить, что неисправность находится в коробке передач, поскольку на прямой передаче все звенья заблокированы и вращаются с одной и той же угловой скоростью, в результате чего любой посторонний внутренний шум в ней должен исчезать. Обычно причина возникновения такого шума связана с износом или выкрашиванием упорных игольчатых подшипников. Дефектные иглы и кольца упорного подшипника обычно достаточно четко реагируют на изменение передаточного отношения, что отражается соответствующим изменением уровня шума.